пятница, 17 октября 2014 г.

Библейский Адам был обоеполым?



Библейский Адам был обоеполым?

 В Талмуде упоминается, что Господь изначально создал Адама, как гермафродита, а затем разделил его на две части. Об этом же можно прочитать в Библии: “Мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их” (Бытие 5:2)

 

Из книги “Запретный Талмуд” Ярона Ядана
Глава 179 БОГ СОТВОРИЛ ЖЕНЩИНУ ИЗ ХВОСТА АДАМА

Излагая историю сотворения Адама и Евы, Библия рассказывает, что Бог взял цэла (традиционно — ребро) Адама и создал из него женщину: «И навел Господь Бог крепкий сон на Адама; и когда он уснул, взял одно из ребер (цэла) его, и закрыл плотью это место. И перестроил Господь Бог ребро, которое взял у Адама, в женщину, и привел ее к Адаму» (Бытие 2,21–22).

Мудрецы пространно рассуждали о том, что за цэла [это слово имеет много значений, например, «ребро», «бок», «сторона», «склон горы»], иными словами, какой именно орган взял Бог у Адама.

Один из них полагал, что речь идет о хвосте — именно из хвоста Адама Бог создал женщину.

Другой мудрец утверждал, что дело обстояло иначе. Именно, Бог вообще не брал один из органов Адама, а разделил его на две части, отделив тело и лицо женщины от тела и лица мужчины. По его мнению, Адам был сотворен существом двойственной природы и имел два «склеенных» затылками лица — одно смотрело вперед, другое назад. Стало быть, в ходе сотворения женщины Бог просто разделил Адама на две части («две стороны») — вот о каком цэла шла речь.

Мудрецу, считавшему, что Адам был сотворен двуликим (и, несомненно, двуполым), было совершенно ясно, отчего в библейском стихе (Бытие 2,7) слово «сотворил» (вайицер) пишется с соблюдением правил полного правописания, то есть с двумя буквами йуд — один йуд относится к мужчине, а другой — к женщине, но для чего два йуда мудрецу, считавшему, что под цэла подразумевается хвост Адама? Оказывается, для того, чтобы сообщить нам, что человек всегда находится под давлением двух противоборствующих сил — Бога и «злого начала». Мудрецы сформулировали это правило так: «Беда мне с моим (недобрым) естеством, беда мне с моим творцом» (в оригинале — изящная игра слов: йеири — йоцри).

Мудрецы спросили: с точки зрения мудреца, полагавшего, что ирла — это хвост, Адам был сотворен мужчиной, а не двуполым существом, мужчиной и женщиной одновременно. Каким же образом он интерпретирует следующие слова Торы: «И сотворил Бог человека… мужчиной и женщиной сотворил он их» (Бытие 1,27).

Им ответили: по мнению мудреца, полагавшего, что цэла — это хвост, Бог лишь намеревался сотворить двух людей, мужчину и женщину, однако по ходу дела передумал и сотворил только мужчину, из хвоста которого потом была создана женщина.

Мудрецы спросили: как интерпретировал мудрец, считавший, что Бог сотворил Адама двуполым и затем лишь разделил его надвое, слова Торы «И перестроил Господь Бог ребро»? Ведь из них следует, что Бог построил женщину, а не просто отделил ее от мужчины.

Им ответили: после того как Бог отделил женщину от мужчины, он заплел ей волосы, украсив ее таким образом для Адама. На многих иностранных языках заплетение волос называется «строительством».

Возможна и другая интерпретация слова «перестроил»: отделив Еву от Адама, Бог «перестроил» ее тело, как бы вырезав его заново: она стала узкой сверху (в груди) и широкой снизу (в бедрах), чтобы было где развиваться будущему младенцу.

Мудрецы задали также следующий вопрос: как, по мнению мудреца, полагавшего, что Адам был создан двуполым и двуликим (с двумя лицами, «склеенными» затылками и смотрящими в разные стороны), он ходил — мужским или женским лицом вперед? Кто был ведущим в этой паре?

Им ответили: скорее всего, мужчина был ведущим, а женщина тянулась за ним. Ведь не просто так сказали мудрецы: «Не должен мужчина идти за женщиной, даже за собственной женой».

Вавилонский Талмуд, трактат Берахот 61а

Из книги Рабби Моше Вейсмана “Мидраш рассказывает”
Как в Эрев Шабат был создан Адам и помещен в Ган Эден

Адаму приданы были диаметрально противоположные наклонности,  одна из
которых вела его к доброму и благородному, а другая, гнала навстречу злу.

     - Даже физически  Адам  состоял  из  двух  частей:  он  был мужчиной  и
женщиной одновременно.  Спереди  он  был мужчиной, но сзади  к этому мужчине присоединена была женщина.

Сотворение Хавы

Пока Адам спал, Ашем отъединил женское тело,  прикрепленное к  Адаму со
спины, и отнятую у него таким образом часть заменил плотью.

     Такое  толкование  выводится  из  стиха  (Теилим  139:4)  Ахор  вакедем
цартани
, "Сзади  и спереди (т.е. двойным  существом)  создал Ты меня" (Раши, Кетубот).


 
 Рождение Евы из ребра Адама / Eve emerging from Adam’s rib. Миниатюра. Размер 5, 5х8 см.Saint Ambrose, Hexaemeron, Germany XII century.

 
Ludolphus de Saxonia (supposed author). From Le Miroir de Humaine Salvation (The Mirror of Human Salvation), Circa 1455

 
Bible of Anton Koberger, Германия, 1483

 
Hartmann Schedel. Schedelsche Weltchronik or Nuremberg Chronicle, Nürnberg, 1493. f 6v

 


 
 Daniel Edwards "Justin & Selena As One"

 

 

 



 
While Adam sleeps Eve is taken from one of his ribs (12th century icon)


Комментариев нет:

Отправить комментарий